Сайт горноспасателей
Бывший СССР - Россия, Казахстан, ...
Посвящается командиру Бестобинского военизированного горноспасательного взвода филиала «Жолымбетский ВГСО» РГКП «ЦШ ПВАСС» Галимжану Даржимановичу Гемалетдинову. Галимжан Даржиманович посвятил горноспасательной службе более 36 лет. Сейчас уже сложно подсчитать сколько раз он участвовал в ликвидации сложнейших аварийных ситуаций на шахтах обслуживаемых опасных объектов промышленности.

Проверка исправности противогазов

Главная / Дыхательные аппараты / Проверка исправности противогазов

Проверка дыхательных приборов после переснаряжения

Поскольку оживляющие приборы применяются в неотравленной атмосфере, а в шланговых и фильтрующих противогазах нет каких-либо сложных, требующих тонкой регулировки частей, проверка после переснаряжения имеет существенное значение, главным образом, для изолирующих противогазов и водолазных аппаратов.

Проверка противогаза, вымытого, переснаряженного и собранного, имеет целью установить:

  1. герметичность противогаза в целом;
  2. правильность работы легочного автомата и избыточного клапана;
  3. достаточность подачи кислорода редуктором;
  4. достаточность запаса кислорода в баллоне и исправность финиметра;
  5. исправность действия дыхательных клапанов;
  6. правильность снаряжения регенеративного патрона и влагосборника;
  7. исправность аварийного клапана;
  8. правильность сборки противогаза в целом н наличие всех деталей;

Проверка исправности противогазов после переснаряжения производится в основном объективными (неорганолептическими) методами, при помощи простых контрольных приборов. Поскольку все методы проверки противогазов сводятся к определению удовлетворительного состояния противогаза в целом и правильности функционирования его деталей при различных условиях давления (разрежения) и движения воздуха в системе противогаза, а также к установлению достаточности подачи кислорода регулирующими механизмами, для применения этих методов достаточно иметь приборы для измерения давления (водяной и ртутный манометры) и скорости движения газа (реометр, газовые часы, литромер).

В горноспасательных частях применяются комбинированные контрольные приборы, представляющие собой сочетание манометров и реометров. На горнопасательных станциях угольной промышленности распространены приборы типа УКП-1 (универсальный контрольный прибор); внешний вид такого прибора показан на рис. 103.

В деревянном ящике прибора 1, размером 39х17х13,5 см смонтированы следующие детали: ручной насос 7 с переключающим краном 8 и штуцером для присоединения к проверяемому противогазу; редуктор 9 с манометром 10 и штуцером 11, к которому можно присоединять спиральную трубку от кислородного баллона; тройник 12 со штуцером 19 для присоединения регенеративных патронов; наклонный манометр с резервуаром 13, снабженным двумя отводами — для наполнения резервуара и для присоединения к тройнику 19.

 

На крышке ящика 2 размещены: водяной чашечный манометр 3, снабженный запорным краном 16 и откалиброванной дюзой, при помощи которых он может быть превращен в реометр для определения скорости истечения газа; ртутный манометр 5 для определения герметичности регенеративных патронов при повышенном давлении и маностат 4 для проверки дыхательных клапанов.

Рис. 103. Схема универсального контрольного прибора УКП-1: 1 — деревянный ящик; 2 — крышка ящика.; 3 — водяной чашечный манометр; 4 — маностат; 5 — pтутный манометр; 6 — измеригельная шкала; 7 — ручной насос; 8 — переключающий кран; 9 — редуктор; 10 — манометр финиметр; 11 — присоединительный штуцер редуктора; 12 — тройник для присоединения регенеративных патронов; 13 — резервуар наклонного манометра; 14 — шкала наклонного манометра; 15 — уровень; 16 — кран для отключения дюзы реометра; 17 — упор; 18 — стопорная гайка; 19 — штуцер аля присоединения регенеративных патронов; 20 — ручка; 21 — запорный вентиль редуктора

Перечисленные детали имеют следующее назначение:

  1. При проверке герметичности изолирующего противогаза и целом в мундштук противогаза вставляется овальная пробка с проходной трубкой; к этой трубке присоединяется тройник с двумя отводами — резиновыми трубками, из которых одна надевается на присоединительный штуцер переключательного крана 8, другая — на штуцер, расположенный над резервуаром манометра 3. Кран 16 при этом закрыт. При помощи насоса 7 и при установке крана 8 на всасывание или нагнетание в проверяемом
    Противогазе создается соответственно разрежение или давление, регистрируемое манометром 3. При помощи крана 8 насос отключается от системы противогаз-манометр; по скорости уменьшения давления или разрежения судят о степени герметичности противогаза. При проверке герметичности давлением следует предварительно заглушить избыточный клапан.
  2. При действующем избыточном клапане и выключенном  кислородном баллоне противогаза можно, сохраняя ту же схему присоединения противогаза   к контрольному прибору, определить давление внутри противогаза, при котором открывается избыточный клапан, и разрежение, при котором начинает действовать легочный автомат.
  3. Если после этого перекрыть кран 8 и отключить таким образом насос,   заглушить избыточный клапан противогаза, открыть запорный вентиль кислородного баллона и открыть кран 16 на манометре, то кислород наполнит систему противогаза и начнет вытекать через калиброванную дюзу над краном  16 с постоянной скоростью, равной скорости истечения кислорода из редуктора проверяемого противогаза. Вытекающий кислород оказывает на манометрическую жидкость в резервуаре 3 давление, пропорциональное объемной скорости истечения: последняя отсчитывается с правой стороны шкалы 6, разградуированной на л/мин. Левая часть шкалы разградуирована на ММ и обслуживает как водяной, так и ртутный манометры.
  4. Для проверки при помощи контрольного прибора скорости истечения кислорода через открытый легочный автомат, последний вместе с редуктором отключается от противогаза и при помощи переходника и тройника присоединяется к правому колену ртутного манометра 5 и правому отводу на тройнике 12. При нажатии на рычаг легочного автомата кислород с большой скоростью вытекает через штуцер 19, причем вся система тройника является в отношении манометра 5 искусственно созданным coпротивлением (наподобие дюзы манометра 3), превращающим ртутный манометр в реометр. Градуировка этого второго реометра, рассчитанного на большие расходы, нанесена на нижней правой части шкалы 6, в л/мин.
  5. Маностат 4 служит для проверки плотности прилегания дыхательных клапанов к седлам. Для этого к штуцеру редуктора и присоединяется баллон с кислородом (или сжатым воздухом), а вынутый из противогаза дыхательный клапан с помощью переходника присоединяется к выпускному штуцеру редуктора 9 таким образом, чтобы струя кислорода стремилась закрыть клапан. Противоположная сторона дыхательного клапана (или регенеративного патрона, на котором смонтирован выдыхательный клапан) присоединяется при помощи резиновой трубки к манометру 3, при открытом кране 16. Перед проверяемым клапаном включается отвод к маностату 4. Если при такой схеме присоединения к прибору открыть запорный вентиль редуктора, то кислород потечет в маностат и будет пробулькиваться через налитую в него воду, а также в сторону закрытого проверяемого клапана, как это показано на фиг. 104, где схематически изображено испытание клапана при помощи обыкновенного лабораторного реометра. Назначением маностата в данном случае является поддержание постоянства давления перед клапаном в соответствии с нормами испытания, приведенными ниже.
    Если клапан неплотно прилегает к седлу, кислород проходит через клапан и вытекает через калиброванную дюзу манометра 3 (на рис. 103) или реометр 4 (на рис. 104). Скорость истечения: кислорода через реометр является мерой плотности клапана.
  6. Проверка герметичности регенеративного патрона производится при более высоком давлении, чем проверка герметичности противогаза в целом. Для этой цели патрон выключается из противогаза, закрывается заглушкой и присоединяется при помощи тройника к переключающему крану насоса 8 с одной стороны и к ртутному манометру 5 — с другой. Требуемое повышенное давление создается насосом 7.
  7. Для определения сопротивления патрона потоку воздуха он присоединяется   при помощи переходника к штуцеру 19. К правому отводу тройника 12 присоединяются резиновая трубка от редуктора 9 и ртутный манометр 5. После присоединения к редуктору  кислородного баллона и открытия запорного вентиля 21 кислород начинает течь через штуцер 19 в патрон под давлением,   регистрируемым ртутным манометром 5, работающим, таким образом, в качестве реометра. Требуемая скорость истечения кислорода устанавливается при помощи регулировочного колпачка  редуктора.

 

Ртутный манометр регистрирует сопротивление не только патрона, но и систему трубок до штуцера 19. Сопротивление же одного только патрона и притом с большей точностью определяется при помощи наклонного водяного манометра 13, 14.

Рис.104. Схема объективной проверки дыхательных клапанов: 1 — кислородный баллон; 2 — редуктор; 3 — маностат; 4 — peoметр; 5 — проверяемый дыхательный клапан

Для   предупреждения   выливания манометрической жидкости во время переноски контрольного прибора все отводы манометров 3, 5, 13 и маностата 4 закрываются плотными заглушками.

Вес прибора УКП — 7 кг, производительность насоса — 12 л/мин.

 

На рис. 105 показана схема прибора марки СИ, также применяющегося в горноспасательных частях. Прибор представляет собой ящик, на распределительной доске которого смонтированы водяной и ртутный манометры, переключательные краны, насосик и клапанно-распределительная система. Ручка насоса выходит за пределы ящика.

Различные положения пятиходового крана обеспечивают соединение насоса 2 с манометрами 11 и 12 (через соединительный воздуховод 5), с проверяемым противогазом через шланг 6 и с атмосферным воздухом через дозировочный штуцер, расположенный в середине указателя 10 и через второе, некалиброванное отверстие в обойме крана. Кран 7 служит для присоединения системы прибора и противогаза к водяному или ртутному манометрам.

При установке переключательного крана 1 в положение, при котором указатель 10 совпадает со знаком + на крышке крана, проходные каналы крана оказываются в положении, показанном на схеме внизу, слева.

Рис. 105. Схема контрольного прибора типа СИ: 1 — пятиходовый кран; 2 — насос; 3 — поршень насоса; 4 — ручка насоса; 5,6 — соединительные воздуховоды; 7 — переключающий кран к ртутному или водяному манометру; 8 — нагнетательный клапан; 9 — всасывающий клапан; 10 — указатель положений крана с установленной в центре дюзой; 11 — ртутный манометр; 12 — водяной манометр

При таком положении крана движение поршня 3 насоса вниз заставляет открываться клапан 9 и засасывать наружный воздух в цилиндр насоса из окружающей атмосферы. При обратном движении поршня воздух нагнетается через клапан 8 и шланг 6 в систему противогаза под давлением, регистрируемым по желанию водяным или ртутным манометром. Первый используется при проверке герметичности противогаза давлением и испытании избыточного клапана, второй при испытании герметичности регенеративных патронов повышенным давлением (500 мм вод. ст.).

Установка указателя на знак — (минус) приводит каналы в положение, показанное на схеме внизу, справа. При таком положении движением поршня 3 вниз воздух засасывается из системы противогаза через клапан 9 и выбрасывается в окружающую атмосферу через клапан 8. При этом положении переключательного крана производится проверка герметичности противогаза разрежением и испытание легочного автомата.

Поворот указателя на 0 отключает систему противогаза и контрольный манометр от клапанов и насоса, поэтому правильность работы прибора зависит от степени герметичности крана 1.

При установке указателя в положение «доза» кран отключает прибор от системы клапанов (также как и при нулевом положении), но соединяет систему противогаза и контрольный манометр с окружающей атмосферой через посредство калиброванной дюзы 10, показанной на схеме внизу, посередине. Как видно из этой схемы, дюза легко вывинчивается из гнезда и сменяется в случае засорения или коррозии.

Водяной манометр 12 откалиброван, в соединении с дюзой, на скорость выхода воздуха из системы противогаза через дюзу. Также как и в вышеописанном приборе УКП, манометр имеет две шкалы: одну, разградуированную на мм вод. ст., другую — на л/мин.

При отсутствии специальных контрольных приборов можно пользоваться обычными манометрами, реометрами или газовыми часами. Присоединение контрольного прибора к противогазу осуществляется при помощи хорошо пришлифованных пробки или пластины с проходными отверстиями, вставляемых в отверстие загубника.

Противогазы проверяются на герметичность двумя способами: путем создания в них давления и посредством разрежения. Проверка происходит при закрытом вентиле кислородного баллона; для того чтобы при проверке давлением в момент раздувания стенок дыхательного мешка не сработал избыточный клапан, между ним и отбойной пластинкой (в противогазах PKK — пером легочного автомата) вставляется нейтрализующее клапан кольцо. В противогазе создают давление несколько выше 100 мм вод. ст. и при помощи герметического крана отключают контрольный прибор от проверяемого противогаза. Если в течение первой минуты давление в противогазе упадет не больше чем на 3 мм вод. ст., результаты испытания считают удовлетворительными и переходят к проверке герметичности разрежением. Воздух из системы противогаза отсасывают до разрежения 80 мм вод. ст.

Падение разрежения (повышение давления) также не должно превосходить 3 мм вод. ст. в первую минуту. Если противогаз удовлетворяет этим требованиям, он считается достаточно герметичным, так как некоторое падение давления (или разрежения) неизбежно происходит по причине диффузии газов через резиновые части противогазов. Если герметичность противогаза оказывается недостаточной, следует прежде всего проверить степень герметичности самого контрольного прибора и в особенности отключающего насос крана. Определить места неплотности в системе противогаза можно путем выключения дыхательного мешка, патрона, шлангов, мундштучной коробки и влагосборника из противогаза, соединения их между собой, закрытия отверстий дыхательного мешка, служащих для присоединения редуктора и аварийною клапана, пробками, создания в этой системе давления и погружения проверяемых частей в воду. Места неплотностей обнаружатся по пузырькам воздуха. Можно также определить места неплотности при помощи мыльной воды, а неплотности кислородопроводов, кроме того, — посредством тлеющего фитиля. Проверка плотности кислородопроводов должна производится до проверки герметичности противогаза в целом и при открытом вентиле специально включенного для проверки кислородного баллона.

Поскольку самоспасатели являются приборами однократного действия, возможная длительность хранения которых зависит от герметичности их упаковки, они проверяются периодически на герметичность футляра, путем погружения самоспасателей в нагретую до 55° воду на 2 минуты. При этом воздух внутри футляра расширяется п в случае наличия неплотностей выходит через воду пузырьками. Такую проверку самоспасателей, находящихся на вооружении ВГСЧ, производят один раз в месяц.

Плотность прилегания масок и шлемов обычно проверяется непосредственно на человеке. Для этого маска, присоединенная к противогазу, надевается  на  лицо, делается глубокий выдох, дыхательные шланги туго пережимаются руками и производится сильный вдох. Плотные маска или шлем должны прильнуть к лицу и резко прекратить вдох в самом его начале.

Для проверки правильности работы избыточного клапана с него снимают нейтрализующее кольцо и плавными качаниями меха или насоса создают в противогазе небольшое давление. Избыточный клапан должен открыться при давлении в противогазе от 20 до 30 мм вод. ст. Регулировка избыточного клапана осуществляется посредством ослабления или усиления его пружины вращением сто головки и контргайки.

Для проверки легочного автомата следует удалить весь воздух из дыхательного мешка, открыть вентиль кислородного баллона и при помощи меха или насоса создать в противогазе разрежение. Легочный автомат должен начать подачу кислорода (что определяется по ясно различимому шипению) при разрежении от 15 до 25 мм вод. ст. Регулировка легочного автомата также состоит в усилении пли ослаблении силы давления запорной пружины клапана.

Редукционный клапан проверяется на достаточность постоянной подачи кислорода; скорость истечения газа через калиброванную дюзу контрольного прибора должна колебаться в пределах от 1,1 до 1,3 л/мин. Установка редуктора на нужную подачу кислорода осуществляется путем вращения его регулировочной головки.
Один раз в три месяца редукционный вентиль испытывается на равномерность подачи кислорода в диапазоне давлений от 200 до 20 ат. При начальной подаче кислорода 1,2 + 0,1 л/мин отклонения во всем диапазоне давлений не должны превышать 15% от начальной величины.

Аварийный клапан проверяется на скорость подачи кислорода в систему противогаза. Работа аварийного клапана считается удовлетворительной, если при нажатии его кнопки дыхательный мешок противогаза наполняется кислородом вплоть до вступления в действие избыточного клапана за время меньше 10 секунд для противогаза типа РКК-2 и меньше 7 секунд для противогаза типа PKK-1, при давлении в кислородном баллоне от 50 до 100 ат.

Проверка финиметра производится путем сличения его показаний с контрольным манометром, навинченным на общий с финиметром тройник. Проверку производят при давлении кислорода в баллоне от 25 до 50 ат и от 175 до 200 ат. При этом показания финиметра не должны отклоняться от показаний контрольного манометра болыше чем на 10%.

Поскольку органические вещества, в частности масла, попадая в среду кислорода под давлением, дают взрыв, разборка и регулировка всех деталей, соприкасающихся с кислородом при давлениях выше атмосферного, должны производиться только совершенно чистыми руками и инструментом.

После проверки финиметра производится проверка правильности переснаряжения кислородного баллона. В свежем баллоне давление кислорода должно быть не ниже 200 ат.

Работу дыхательных клапанов проверяют субъективно или при помощи лабораторного прибора. При субъективной проьерке один из шлангов противогаза плотно пережимается, а через другой производятся сильный вдох или выдох в направлении, противоположном обычному движению воздуха (например выдох во вдыхательный шланг). Исправные клапаны должны оказывать сильное сопротивление и не должны гудеть вследствие пропуска воздуха.

При проверке дыхательных клапанов на приборе клапан считается достаточно плотным, если при давлении 100 мм вод. ст. величина подсоса не превышает 1 л/мин.

Проверка целости коробки переснаряжающегося регенеративного патрона производится при помощи ртутного манометра путем создания внутри закрытого заглушкой патрона давления 500 мм вод. ст.

Снаряженный патрон взвешивается на технических весах с точностью до 1 г для установления привеса его не свыше 1,5% или убыли не свыше 3% от первоначального веса. На приборе проверяется сопротивление патрона воздушному потоку. При скорости воздушной струи 60±2 л/мин сопротивление патрона должно оставаться в пределах 10—15 мм вод. ст. Плотность снаряжения проверяют встряхиванием; при этом не должно быть слышно шороха зерен поглотителя. Кроме этого, проверяется правильность заполнения этикетки патрона и целость пломбы.

После проверки и регулировки перечисленных частей противогаза производится eгo общий окончательный осмотр, который должен установить наличие всех частей противогаза, включая носовой зажим и противодымные очки, удобство пригонки головного гарнитура и носильных ремней, правильность сборки, чистоту и целость всех деталей.

При проверке ингаляторов определяется при помощи реометра правильность работы редуктора и соответствие дозировки кислорода меткам, имеющимся на его регулировочной головке. Допустимые отклонения подачи кислорода от указанных на головке составляют при скоростях подачи кислорода 5, 10 и 15 л/мин соответственно ±0,75; 1,50 и 2 л/мин. Проверка работы инжектора производится при скорости выпуска кислорода 10 л/мин; при подмешивании 10, 20, 30 и 40% воздуха, объем газовой смеси должен составлять соответственно 11, 12, 13 и 14 л/мин при допустимых отклонениях до 2 л/мин. Предохранительный клапан испытывается контрольным прибором для испытания противогазов. Он должен открываться при давлении от 80 до 120мм вод. ст. При общем окончательном осмотре ингалятора следует в особенности тщательно проверить чистоту лицевых частей.

{zakazbut}
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru