Сайт горноспасателей
Бывший СССР - Россия, Казахстан, ...
Посвящается командиру Бестобинского военизированного горноспасательного взвода филиала «Жолымбетский ВГСО» РГКП «ЦШ ПВАСС» Галимжану Даржимановичу Гемалетдинову. Галимжан Даржиманович посвятил горноспасательной службе более 36 лет. Сейчас уже сложно подсчитать сколько раз он участвовал в ликвидации сложнейших аварийных ситуаций на шахтах обслуживаемых опасных объектов промышленности.

Правила пользования регенеративными противогазами

Основным правилом пользования регенеративным противогазом является применение лишь абсолютного исправного и проверенного перед работой аппарата.

Регенеративный противогаз — относительно сложный агрегат, надежность работы которого зависит от безукоризненного взаимодействия и полной сохранности всех, даже, на первый взгляд, второстепенных деталей. Известны случаи гибели людей, работавших в противогазе, из-за таких «мелочей», как ослабевшая пружина носового зажима или неточно вырезанная прокладка соединения дыхательных шлангов.

Поэтому, независимо от периодической проверки противогаза и испытания его после каждого случая применения, аппарат следует бегло проверять каждый раз перед работой в нем и использовать только при полной уверенности в его боевой готовности. Никакие манипуляции с деталями противогаза во время работы в удушливой атмосфере не допускаются.

Длина ремней или тесемок головного гарнитура противогаза должна регулироваться так, чтобы, обеспечивая плотное прилегание загубника, не вызывать болезненного давления на черепные кости. Это давление, вначале мало заметное, уже в течение первого часа работы в противогазе становится весьма ощутимым и неприятным.

Носовой зажим должен быть тщательно подобран. В зависимости от формы носа подходящим может оказаться пружинный зажим или зажим с регулировочным винтом. В обоих случаях необходимо проверить, не соскальзывает ли зажим при запотевании лица. При раздражимости слизистых оболочек носа необходимо заранее заготовить вазелиновые тампоны.

Для использования противогаза с маской или с резиновым шлемом они должны быть заранее подобраны такого размера (ростовки), чтобы соответствовать форме лица и обеспечивать плотное прилегание, в особенности в области височных костей.

После того как противогаз надет, плечевой и поясной ремии его застегнуты и проверена правильность положения шланга с финиметром, запорный вентиль кислородного баллона открывают до отказа, после чего его поворачивают на полоборота в обратном направлении. Это делают для того, чтобы можно было в любой момент проверить, действительно ли открыт кислородный баллон; при открытом до отказа вентиле может случиться, что горноспасатель попытается открыть еще больше и завинтит маховичок настолько туго, что его не удастся повернуть в обратном направлении. В напряженной рабочей обстановке это может создать ложное впечатление закрытого или испорченного вентиля. Запорный вентиль аварийного клапана перед одеванием противогаза также должен быть открыт.

После открытия обоих вентилей берут в рот загубник и производят два-три глубоких вдоха, высасывая воздух из противогаза и выпуская его через нос в наружную атмосферу; при использовании маски край ее слегка оттягивают пальцем и воздух выпускают из-под маски. Это делают для того, чтобы наполнить систему противогаза чистым кислородом, удалить по возможности весь имеющийся в аппарате азот и предупредить опасность скопления его в противогазе. После наполнения противогаза кислородом надевают носовой зажим (и в случае надобности — противодымные очки) и производят проверку противогаза.

В первую очередь производится проверка, которая может быть осуществлена самим горноспасателем. Во вторую очередь проверяется герметичность противогаза при помощи начальника подразделения в том случае, если это позволяют время и обстановка.

Прежде всего горноспасатель удостоверяется в удобстве пригонки головного гарнитура и носового зажима или правильности прилегания маски, а также в удобстве и правильности распределения веса противогаза затягиванием плечевых и поясных ремней.

Затем на слух (но шипящему звуку) проверяется работа редуктора и выход кислорода из дозирующего отверстия. Путем последовательных глубоких вдохов и выдохов одновременно проверяется работа легочного автомата, избыточного клапана и дыхательных клапанов: легочный автомат п избыточный клапан должны открываться без значительного усилия со стороны легких; при смене вдоха выдохом дыхательные клапаны должны четко постукивать и не должны гудеть.

После этого проверяют показания финиметра и достаточность запаса кислорода в баллоне, нажимают кнопку аварийного клапана, следствием чего должно быть быстрое наполнение дыхательного мешка кислородом.

В случае сомнений в герметичности соединений деталей, по которым протекает кислород под повышенным или высоким давлением, беглая проверка может быть осуществлена при помощи тлеющего фитиля; в местах вытекания хотя бы незначительных количеств кислорода фитиль дает яркую вспышку.

После окончания проверки противогаза и получения подразделением приказа о направлении к месту работ воспрещается вынимание загубника изо рта вплоть до получения приказа начальника подразделения о выключении из противогаза.

Известны случаи гибели работавших в изолирующих противогазах вследствие того, что они пытались говорить в отравленной атмосфере и для этого временно вынимали загубник изо рта. Вынимание загубника изо рта во время работы ио ликвидации аварии рассматривается как тяжелое нарушение дисциплины.

Условием успешного выполнения всякой физической работы является правильная постановка дыхания: оно должно быть ровным, не частым и достаточно глубоким. Еще большее значение имеет правильная постановка дыхания при работе в противогазе. Поэтому с момента включения в противогаз необходимо остерегаться потери оптимального ритма дыхания. В случае одышки (быстрого поверхностного дыхания), вызванной чрезмерным физическим напряжением или нервным шоком, необходимо прекратить движения или замедлить их, сделать несколько глубоких вдохов и спокойно дать дыханию войти в норму.

При наполнении противогаза в начале его работы чистым кислородом опасность скопления азота может угрожать лишь в исключительных случаях и при особенно неблагоприятных условиях, когда в течение длительного времени производится работа без перерывов на отдых и притом такой напряженности, что она вызывает поглощение человеком кислорода в количествах, превышающих норму постоянной подачи кислорода через дозирующее отверстие. При этих условиях в противогазе не образуется избыточного количества воздуха, избыточный клапан бездействует и, следовательно, ие происходит прополаскивания дыхательного мешка и вымывания из него азота, примешанного к кислороду. При 98%-ной чистоте кислорода повышение концентрации азота до опасных пределов может произойти не ранее чем через 1,5 часа непрерывной работы. Хотя такие условия работы на практике могут встретиться довольно редко, однако их все же следует предусмотреть.

Поэтому в конце каждого часа работы дыхательный мешок продувается путем выпуска кислорода через аварийный клапан. Продувка производится в течение 1 —2 секунд и в момент выдоха, т. е. при полном дыхательном мешке.

Кроме случаев периодической продувки противогаза для предупреждения опасности скопления азота, пользование аварийным клапаном допускается только в случае аварии редукционного клапана или легочного автомата, а также при необходимости использовать остаточное давление кислорода в баллоне. Наличный запас кислорода в баллоне учитывается по финиметру.

При продвижении к месту работы необходимо учитывать, что в кислородном баллоне должен оставаться запас кислорода на обратный путь, на непредвиденные случайности и что остаточное давление кислорода в баллоне (ниже 10 ат) не может быть полностью использовано для нормальной работы противогаза.

Расчеты запаса кислорода на движение вперед, выполнение работы и возвращение на свежую струю ведутся, для простоты, в атмосферах.

Уставом ВГСЧ устанавливаются предельные нормы допустимого понижения давления кислорода в баллонах, при которых отделения должны возвращаться на свежую струю, а также способы расчета норм расходования кислорода на продвижение по выработкам и производство горноспасательных работ в зависимости от угла падения выработок, последовательности подъемов и спусков, высоты выработок, их задымленности и метеорологических условий.

Предельное понижение давления кислорода в баллонах, при котором отделение должно возвращаться на свежую струю, определяется командиром отделения по финиметру бойца, у которого расход кислорода на путь к месту работы был максимальным.

В случае неполадок с противогазом или аварии с ним во время работы следует:

  • а) немедленно прекратить работу, или движение по выработкам;
  • б) сообщить о случившемся командиру подразделения сигналом или жестами, не вынимая изо рта загубника;
  • в) сохраняя полное самообладание — попытаться выяснить место и характер повреждения; если оно касается нарушения правильности функционирования отдельной кислородораспределительной или воздухораспределительной детали при отсутствие угрозы быстрой потери всего запаса кислорода и сохранении герметичности противогаза, следует, экономя движение и кислород, не выключаясь из поврежденного противогаза, уходить в сопровождении всего отделения на свежую струю; при обнаружении места неплотности и возможности ликвидировать неплотность подручными средствами (например зажимая пальцем отверстие на слюнособирательнице) поступать так же, как в первом случае; при повреждении носильных ремней или обрыве тесьмы головного гарнитура следует связывать поврежденные места шпагатом и также уходить на свежую струю.

В случае повреждений, угрожающих быстрой потерей всего кислорода, полностью нарушающих нормальное дыхание (например заедание дыхательного клапана), связанных с неустранимой потерей герметичности или не поддающихся локализации, следует переключаться в запасной аварийный противогаз или в самоспасатель и уходить на свежую струю в сопровождении всего отделения. Одним из упражнений горноспасателей в дымных (учебных) штреках должна быть смена противогаза в удушливой атмосфере.

Выполнение каких бы то ни было работ или продолжение продвижения для выполнения задания в поврежденном противогазе не допускаются.

В исключительных случаях, связанных со спасением людей, допускается пролезание через люки, трубы и загроможденные выработки со снятым с носильных ремней, но не отъединенным от органов дыхания противогазом. Такой маневр допустим только с разрешения начальника подразделения и при использовании носимых на боку облегченных противогазов полутора- двухчасового действия (РКК-1, КИП-5).

{zakazbut}
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru